Пошли на Харьков. За оптимизмомРеклама

Aлeксaндр Фeльдмaн, нaрoдный дeпутaт Укрaины и oснoвaтeль oднoимeннoгo блaгoтвoритeльнoгo фoндa, увeрeн, чтo Xaрькoв и Слoбoжaнщинa eсть oтличныe вoзмoжнoсти для рaзвития внутрeннeгo и мeждунaрoднoгo туризмa

 

— Aлeксaндр Бoрисoвич, вaш блaгoтвoритeльный фoнд нeдaвнo нaчaлa туристичeскoгo прoeктa Пeрлини Xaрківщини и вы нe рaз утвeрждaли o oсoбeннoм туристичeский пoтeнциaл рeгиoнa. Нo oткудa вы вoстoчнoукрaинскoй дa eщe в пригрaничнoй oблaсти туристичeский пoтeнциaл? Кaк нe бeз прeувeличeния вырaзился oдин из xaрькoвскиx экспeртoв в oблaсти пoлитики, у нaс жe тoлькo «трубы дымят, зaвoды гудят»…

— Этo рaспрoстрaнeннoe зaблуждeниe дaжe срeди oбрaзoвaнныx экспeртoв, чтo exaть зa впeчaтлeниями бeз дoлжeн быть тoлькo укрaинский Пьeмoнт — Львы, зa гoрнoй рoмaнтикoй — Кaрпaты, зa срeднeвeкoвыми зaмкaми — Ужгoрoд и Кaмeнeц-Пoдoльский, а за веселыми приключения — Дерибасовскую в Одессу.

Люди, живущие в Харькове и области, часто не знают, сколько всего интересного и познавательного можно найти у нас. Вот вам был задан вопрос, и у меня срезу пришла мысль: а ведь точно! Применительно к Харькову, ключевое слово в его туристическом бренде — познавательный.

Гуляем и удивляемся

— Познавательный туризм. Это что-то новенькое. И в чем же ее особенность?

— Есть те, кто считает, что в индустриальном статус Харькова минус, а я вижу — плюс. Если не ошибаюсь, Гете в Фаусте восклицал: «А Лейпциг – маленький Париж, здешних всех налет особый. Из тысячи нас отличишь». С Парижем Харьков я сравнивать не буду, а вот с Лейпцигом как университетским городом, который навсегда накладывает на его жителей особое культурно-интеллектуальный отпечаток, пожалуй, да. И это, если можно так выразиться, функция Харькова.

В то, что мы должны metropolitan museum of art, огромное научное и культурное наследие, даже в то, что Харьков – город-миллионник, на самом деле мы обязаны, что именно университетскому и промышленности статус Харькова. Между прочим, сегодня в Украине осталось только два города-миллионника. К сожалению, Донецк утратил этот статус еще в 2005 году, а Днепр – в 2012-м.

На мой взгляд, история Харькова за последние 100 лет, если, конечно, ее знать — это причина общественного оптимизма, которого нам всем сегодня так не хватает.

Многие прорывные, созидательные технологии и изобретения: в космосе, создавая новейшие материалы, автоматизированные системы управления, проектирования, самолеты, радио и электронных устройств, даже в градостроительстве — в первый раз появились в Харькове. Город очень много терял под ударами войн и кризисов, но снова возрождался и становился еще краше. Здесь умели мечтать и осуществлять свои мечты в жизнь, и видимый результат.

Как любил говорить выдающийся украинец Богдан Гаврилишин, недавно ушедший из нас: «Все, что я делаю в жизни, я начал с мечты». А какие мечты просто навязываются обществу сейчас? Вчера купил розовые кроссовки, сегодня куплю канареечного цвета, вчера ели суши, сегодня буду лазанью, вчера съездил в Турцию, сегодня поеду в Египет?

И общество это непроизвольно сопротивляется. Посмотрите, сколько в социальных сетях объявления о лекции. Но темы: исторические, культурные, научные. И, хотя есть и интернет, и фильмы, и книги, на эти лекции собирают полные залы.

Люди устали от пустых развлечений и, если в скором времени возникает потребность в узнавании и открытии Украины, это, безусловно, Харьков может стать центром культурного и интеллектуального туризма.

— Надо думать, определение культурно-интеллектуальный туризм появился не спонтанно. Доказать, что он имеет право быть…

— Я уже говорил, что Харьков – это второй по величине город в Украине. И меня возмущает, когда кто-то сравнивает его с отсталой промышленности провинцией.

Начнем с архитектуры и городских прогулок. Я знаю, что неравнодушные харьковчане, в основном молодежь, собираются группами в социальных сетях, встречаются и делают уникальные прогулки по улицам города, знакомство с его архитектурой, это много интересных фактов о его истории, великих людях, которые здесь жили. То есть, интересные туристические маршруты, уже сформирован, хотя и условно – инициатива снизу.

На странице Международного благотворительного фонда Фонд Александра Фельдмана в Фейсбуке мы запустили информационный проект Перлини Харківщини. Жанр сетевые коммуникации размещаем небольшие посты о тех или других достопримечательностях: о Национальном заповеднике в Сковородиновке, о Зеркальной струе, о памятнике Тарасу Шевченко. И эти посты собирают много «лайков». Я признаю, что некоторые факты не только интернет-пользователей, даже для меня стало открытием.

Так, большая часть Сумской улицы представляют собой шедевры архитектуры в стиле модерн. А знаете ли вы, что его «жемчужина» – Дом страхового общества Саламандра, построен в начале ХХ века и обеспеченных в то время наиболее прогрессивными видами инженерного обеспечения: лифтами, мусоропроводами, внутренним водостоками с крыш. Здесь архитектурная самобытность встречается с достижениями технической мысли того времени.

Харьков имеет едва ли не наибольшее место в Европе, где красуется знаменитое на весь мир здание Госпрома, построенное в стиле конструктивизма и занесенное в книгу памятников мировой архитектуры ЮНЕСКО.

Даже такой, казалось бы, чисто индустриальный и советской из-за своего происхождения, жилая, район, как ХТЗ, наших современников является архитектурную и социокультурную ценность. В свое время он задумывался как проект соцгорода Новый Харьков с удивляющей современное поколение индивидуалистов инфраструктуры для коллективного использования и своеобразной планировкой.

Кстати, не вижу ничего крамольного в том, что парк скульптур Парк тоталитарного периода расположены на ХТЗ. Была бы такая идея. И я не думаю, что это противоречит декоммунизации. Насколько я знаю, ничего подобного, организованного систематического и со вкусом, пока нет нигде на постсоветском пространстве, и это привлекало бы туристов из-за рубежа.

— А сколько открытий чудных таят фонды завода, музеев и НИИ, закрыто для туристов и широкой публики?

— Это тема для отдельного разговора со специалистами. Я думаю, что эти фонды – бесценная наша жизнь, свидетельствует промышленной революции, достижения харьковчан мирового уровня. Не нужно держать все это под замком, нужно придать завод музеям новый импульс, открыть, пусть люди приходят, знакомятся, восхищаются.

И раз мы называем Харьков интеллектуальной столицей Украины, из-за его вузам и известных в Европе науки коллективам, пожалуйста, ЛандауЦентр — интеллектуальных развлечений для всей семьи. В создании этой площадки Каразинский университет опирался на лучший мировой опыт: научный Эксплораториум (Сан-Франциско, США); Центр науки Коперник (Варшава, Польша); Центр науки и технологий НЕМО (Амстердам, Голландия).

Не стану скромничать, Фельдман», который является проектом моего благотворительного фонда, уже сейчас запущен партии туристов, семейного отдыха, спорта, развлечений и оздоровления людей с особыми потребностями. Мы делаем все возможное, чтобы эта территория стала заповедной, сохраняя при этом уникальную экосистему украинской лесостепи, стал слобожанской Асканией-Новой.

 

 

Давайте посмотрим в подворотню к Гамлету

— А что в Харькове есть такого, что привлечет любителей чистого искусства?

— Харьков – обладатель превосходных музейных коллекций. В нашем Художественном музее можно увидеть уникальную коллекцию гравюр Альбрехта Дюрера, что более 200 лет назад, в Петербурге приобрела В. Н. Каразин.

Под Харьковом, в Чугуеве — небольшой, но очень уютный музей Ильи Репина – дома, в саду, где выдающийся живописец и в молодости жил с семьей. Когда я впервые попал туда еще школьником, я как будто оказался в XIX веке, атмосфера военных поселений. Музейные фонды включают в себя, без реальных работ Ильи Репина, произведения известных художников репинского окружения, которые можно увидеть только здесь.

А слышали ли вы о единственной в Украине сельских фотографий в галерее Пархомовке с уникальной коллекции снимков, некоторые – с автографами выдающихся художников?

Кстати, я давно мечтаю, чтобы в Харькове появился Музей частных коллекций. Большинство украинцев были настолько поражены, как много художественных ценностей заявлено на e-декларациях наших чиновников. Будучи страстным поклонником и коллекционером предметов искусства и старины, я всегда придерживался мнения, что любая коллекция, которая является заблокированной по особнякам или сейфам, не стоит ровным счетом ничего, она должна помочь отечественной культуре и людям.

— А как вам видится культуры и туризма тенденции для Харькова?

— Я уверен, что главное культурное направление может стать авангардное искусство — как искусство, так и театральное. Потому что Харьков – это город студентов и ученых, город людей, которых во все времена привлекала новизна творческого мышления. Не удивительно, что здесь сформировалась традиция художественного авангарда. Василий Ермилов, Виктор Гонторов, Вагрич Бахчанян – эти и многие другие творческие люди превратили Харьков, центр современного искусства и мышления. Многих уже нет, кто-то остался, но их необычное видение мира, дал почву для рождения новых поколений интересных мастеров: художников, скульпторов, дизайнеров, которые продолжают работать в Харькове. Это и Олег Лазаренко, и Роман Минин.

Как-то прошелся пешком до Пушкинской. Казалось, подворотню и остановился от неожиданности. И даже поднялось настроение от лаконичного и в то же время очень ироничного стрит-арта Гамлета Зиньковского. Не видел я ничего подобного в других городах, где стрит-арт существует уже давно.

Харьков литературный – это история украинского национально-культурного возрождения 30-х годов минувшего века. Посещение Стандарт музея можно совместить с экскурсией по улицам, прилегающим к Госпрому, к знаменитому дому Слово, которое вспоминает М. Хвылевого, И. Багряного, П. Тычину.

Харьков театр – это прекрасная плеяда творческих групп. Я слушал оперу в Вене и в Лондоне, видел балета New York city. Наши оперные солисты и танцовщики не уступают лучшим в европе и мире исполнителя.

Подумалось, хорошо бы в Харькове провести международные фестивали авангардного искусства, которое было бы вместе творческих людей, работающих в разных жанрах и направлениях, деятелей искусства, литературы и театра.

Харьков знает за пределами Украины, и город может объединить современных мастеров нашей страны и других государств в таких крупномасштабных событий, о которых бы заговорили далеко за пределами города и страны.

Город, в котором есть все

— Харьков — культурный центр или интеллектуальная столица Украины? Что-то я запуталась…

— Это многогранный город, в котором есть и промышленность, и наука, и образование, и бизнес, и архитектура, и культура, и искусство, и достойная инфраструктура с сервисной сферой.

— Казалось бы – все есть. Ан, нет! Чего-то не хватает. Александр Борисович, вы же — прагматик…

— Я согласен, чтобы раскрыть туристический потенциал Харькова, нужно прагматические подходы. Необходимы инвестиции, которые не под силу энтузиастам-одиночкам. Масштабные инвестиции невозможны без мощного организует информационной кампании по раскручиванию имиджа города именно как туристического центра с уникальной социокультурной миссии.

Кроме того, масштабные фестивальные и выставочные проекты могут привлечь в город инвестиции, в том числе и экономики. И не косвенно, через сферу обслуживания, но и непосредственно в отрасли. Например, Харьков – родина лучше танк времен Второй мировой войны Т-34. Танковый завод и танковое КБ по машиностроению имени А. А. Морозова, известный на весь мир. Почему в Харькове не организовать выставки танковой техники и всего, что ей сопутствует. Предположим, что международный танковое биеннале или триеннале выполнять раз в два-три года. Вы скажете, это же трудно! Здесь и помощь дипломатов понадобится. Но не невозможно же! Никто даже не пробовал.

К сожалению, бренд Харькова как мирового города почти никто не занимается. Я надеюсь, что власти и города, и области, понимают, как это важно. Очень не хватает их поддержки и деятельности в этом направлении.

Автор: Елена Зеленина

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.